Ферапонто-Монзенский монастырь
1. Начало строительства монастыря преподобным Адрианом.
Ферапонто-Монзенский монастырь расположен возле устья реки Монзы - места ее впадения в реку Кострому, в 45 км севернее г. Буя Костромской области, приблизительно в 140 км севернее Костромы.
Об основателе монастыря на Монзе преподобном Адриане Монзенском известно очень немногое. Краткое его житие хранилось в основанной им обители, ставшей к этому времени погостом, и было напечатано, в частности, в книге «Святые угодники Божии и подвижники костромские. Их жизнь, подвиги, кончина и чудеса» , а также сохранилось в ГАКО (фонд 558, on. 2, дело 363). Житие это, так же как и житие преподобного Ферапонта Монзенского написано неизвестным по имени игуменом Ферапонто-Монзенского монастыря около 1644 г. Согласно этому житию, преподобный Адриан родился в Костроме и мирское имя его было Аммос. Еще в юности он ушел в Толгский монастырь под Ярославлем с целью принять там монашество, но родители вернули его домой. Вскоре он все же принял монашество в Спасо-Геннадиевом монастыре , где и прожил несколько лет. Затем Адриан странствовал — жил в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере и в Павло-Обнорском монастыре близ реки Костромы.
В житии святого говорится, что еще в юности во время болезни ему было видение одинокого храма, стоящего между двух рек, и голос сказал ему: «здесь твое место». И вот, по прошествии многих лет, по откровению, бывшему старцу Павло-Обнорского монастыря Пафнугию, преподобный Адриан отправился на поиски места своих будущих подвигов. Чудесным образом он был приведен на это место и увидел между реками Костромой и Монзой заброшенный Благовещенский храм с иконой Благовещения в нём. В житии сказано: «...обходяше старец место то и видех, яко красно местом и жительству, и покойно к службам монастырским, и леса ко строению церковному и келлиям, и хлебной пашне, и к поставлению деревень, и на реке к строению мелнишному, и к рыбной ловле, и всякими угодий место то сияющи». Отсюда видно, что в том или ином виде Благовещенским монастырь существовал и ранее. В житии преподобного Ферапонта Монзенского упоминается еще «ветха, едва стояща» церковь во имя архистратига Михаила, стоявшая на этом месте ко времени прихода преподобного Адриана . Таким образом, возрождение Благовещенского (будущего Ферапонто-Монзенского) монастыря относится предположительно к 80-90 годам XVI века ко времени последних лет царствования Ивана Грозного и первых лет правления его сына Федора Ивановича. Никаких других сведений о том, когда и кем был основан сей монастырь до прихода на это место преподобного Адриана, не имеется. От реки Монзы и получили свое название и обитель, и подвизавшиеся в ней святые - Адриан, Ферапонт и Феодосий.
Средства на основание монастыря дал преподобному Адриану тот же Павло-Обнорский старец Пафнутий, вскоре ставший настоятелем Чудова монастыря в Московском Кремле. При строительстве Благовещенский монастырь был перенесен на новое место, чудесно отмеченное раздававшимся оттуда колокольным звоном и церковным пением, видимо, несколько ближе к устью Монзы. Произошло это, предположительно в 1595 г., непосредственно перед приходом на это место преподобного Ферапонта Монзенского Для получения благословения на строительство монастыря на новом месте Адриан посетил Москву, где по просьбе архимандрита Пафнутия святейший Патриарх Московский и всея Руси Иов благословил на указанном месте воздвигнуть церкви и строить монастырь. Святитель повелел дать старцу Адриану свою благословенную грамоту и святые антиминсы для освещения церквей беспошлинно. Затем, снабдив и от себя довольною милостынею, отпустил старца в его пустыню.
Далее житие повествует: «...и по мале времени воздвигнута церковь во имя Воскресения Христа Бога нашего да в пределе престол великого чудотворца Николы. Времени же некоему мимошедшу создаша и теплую церковь во имя Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Присно-Девы Марии честнаго и славнаго Ея Благовещения»
2. Преподобный Ферапонт Монзенский.
Два с половиной года в начальной истории недавно образованного монастыря на устье Монзы были связаны с жизнью одного из костромских святых — преподобного Ферапонта Монзенского.
Житие преподобного Ферапонта написано тем же автором, что и житие Адриана Монзенского и сохранилось в том же источнике в ГАКО, а также в конволюте (сборнике разных документов) КГОИАМЗ. Неизвестно, где и когда родился святой, кто были родители и каково было его мирское имя. Известно! что он вто время жил в Москве, а затм перешел в Кострому около 1575 г, где в Крестовоздвиженском монастыре, находившемся в Костромском Кремле, принял монашество и прожил 13 с половиной лет. Всеми там пребывающими и самим архимандритом обители был почитаем за его великое послушание, кротость и смирение. В житии сказано, что к нему приходили граждане Костромские, воеводы и все чины для принятия от него благословения. Преподобный Ферапонт иным с любовию преподавал благословение, совершая о них молитвы, другим строго внушал оставить слабую жизнь, бросить удовольствия и забавы мира сего, обличал и запрещал злой навык к пьянству и плотскому сладострастию, внушая жизнь трезвенную и целомудренную. Его прославляли во всем городе, сам архимандрит почитал его святым.
Но подвижник избегал славы человеческой. Он тайно оставил обитель и летом 1595 года переселился в Благовещенский монастырь на устье Монзы, незадолго до того основанный преподобным Адрианом. Дата эта, называемая несколькими исследователями, неоднозначна, поскольку есть разные предположения о времени кончине преподобного, в частности, 1585 г.
Однако архимандрит Пафнутий дал средства на строительство Благовещенской обители уже будучи настоятелем Чудова монастыря, то есть не ранее 1595 г., а событие это непосредственно связано с появлением преподобного Ферапонта на Монзе.
Пришествие Ферапонта в Благовещенскую обитель было связано с особым откровением, бывшем об этом событии преподобному Адриану, уже подвизавшемуся к этому времени в этом месте. Ему явился некто и сказал: «Старче! Не заботься об этом месте, другое назначено тебе для жительства. То место на берегу реки Монзы. Там явится святой человек...» После того, как по этому же предсказанию исцелились два пришедших в монастырь болящих, преподобный Адриан уверился в истинности полученного откровения и стал переносить монастырь на указанное, находящееся неподалеку место (рядом с устьем Монзы). Действительно, вскоре в обитель пришел Ферапонт и смиренно спросил у строителя - Адриана разрешения поселиться в этом месте. За свои великие подвиги и усердные молитвы преподобный Ферапонт получил благодатный дар предвидеть и предсказывать будущее и творить чудеса. Чудесным образом он содействовал устроению Монзенской обители, в которой подвизался до своей кончины. Житие святого описывает несколько чудес, совершенных преподобным Ферапонтом при жизни и после кончины. Несмотря на то, что он не был настоятелем обители и пробыл в Благовещенском монастыре небольшое время, пребывание святого Ферапонта на Монзе оставило столь яркий след, что и сам монастырь стал именоваться Ферапонто- Монзенским.
Преподобный Ферапонт преставился ко Господу 12 декабря 1597 года. Житие святого указывает 1585 г., но эта дата не соответствует многим параллельным событиям (времени патриаршества святого Иова, настоятельству в Чудовом монастыре Пафнутия и др.) и большинством исследователей отвергается. Ключевский называл датой кончины преподобного 1598-1599 г, есть и другие предположения. В житии говорится, что святой преставился в «день недельный», то есть в воскресенье, 12 декабря, что соответствует 1597 г. Эта же дата дается в довольно авторитетном списке жития святого.
3. Благовещенская обитель в первые годы после кончины преподобного Ферапонта.
Согласно житию, тело преподобного Ферапонта было погребено в Никольском приделе Воскресенского монастырского храма. Почитание святого началось сразу же после его смерти. В житии говорится: «В первое же лето по преставлении преподобного Ферапонта прихождаху многие люди града Костромы и молящеся у гроба преподобного и глаголяше: «Старче Божий, прости наша согрешения».
В начале XVII в. мощи преподобного Ферапонта обретены чудесным образом нетленными преподобным Адрианом и братией Святому сразу стали петь молебны, а в 40-е годы XVII века третий по счету игумен Благовещенского монастыря, неизвестный нам по имени, составил службу преподобному Ферапонту и написал его житие.
После смерти своей преподобный продолжал творить обильные чудеса. Многие больные, приходя к его гробу, получали исцеление по мере веры и усердия молитвы. Обитель же не раз была спасена им от бед и скорбей, от нашествия литовских ратников, от нападения разбойников, от боярских притеснений. Он предсказал строителю монастыря Адриану голод 1600-1603 гг. и наставлял его хранить хлеб, потому что «многие будут питаться от монастыря сего, и житницы его не оскудеют». Предсказание это исполнилось и, благодаря сделанным запасам, обитель в течение скудных лет питала многих голодающих.
Известен еще один подвижник Благовещенской обители - Феодосий-слепец. Житие его вкратце описано в уже не раз упомянутой книге «Святые угодники Божии и подвижники Костромские. Их жизнь, подвиги, кончина и чудеса» . Святой Феодосий превосходил всю братию во бдении, лощении и трудолюбии; он и ночи проводил без сна. В последние годы жизни он ослеп и занимался лишь двумя делами - или молился, или молол жерновами муку. За свою благочестивую жизнь Феодосий удостоился видения преподобного Ферапонта и откровения о конце своей жизни. В ответ на просьбу слепца о прозрении тот сказал ему: «Сей свет - прелесть мира сего суетного, ты же слепотою своею избегнешь будущей тьмы». В другой раз преподобный Ферапонт предсказал ему грядущий голод с наказом передать его слова старцу Адриану. Спустя немного времени старец Феодосий преставился в жизнь вечную. Многотрудное его тело было погребено рядом, близ гроба преподобного Ферапонта.
Не миновали Благовещенский монастырь на Монзе и бури, смутного времени. Согласно житию, преподобный Ферапонт явился Адриану и сказал ему: «наступит тяжкое время, будут мятежи в русской земле, иноплеменники пройдут многие грады и веси и разорят их, дойдут и до здешних мест, и до поморских стран, ты же храни обитель свою и все имения ее, и ничто в твоей обители не будет разорено; по прошествии же двух лет будет опять мир и тишина в русской стране...»
Так и сбылось. После того как «литовские люди» пожгли град Галич, иноплеменники «...окрестные веси (деревни) поплениша и пожгоша, приидоша же и до обители Адриановы, старец же и братия вся разбегошася в дебри, стояша же сопротивнии во обители два дни и две нощи и сеяные же нивы вся попраша... и потравиша без остатка». Видимо, это произошло около 1609 г., когда был разорен и Иаково-Железноборовский монастырь. Житие преподобного Ферапонта повествует еще об одном чуде, совершенном святым: «Выходя из обители враги оставили в ней огонь, чтобы сгорели церкви и келии, но церкви, келии и весь монастырь силою Божию и молитвами преподобного и богоносного отца нашего Ферапонта остались невредимы, и ничего не коснулся даже дым от огня. Сгорели только станы вражеские, а хлеб потоптанный, о чем сначала тужили иноки, чудесно возрос, и собрано его было более, чем в прежние годы...».
Основатель монастыря на Монзе преподобный Адриан Монзенский скончался 5 мая 1619 года. Житие повествует, что он погребен в той же обители на устье Монзы в церкви Воскресения Христова.
4. Ферапонто-Монзенская обитель с 1619 до1917 г.
О существовании обители после преставления преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия известно немного. Весьма вероятно братия ее была всегда немногочисленна. Однако весь XVII век монастырь на Монзе весьма почитался в костромском крае и далеко за его пределами. Век же XVIII явился для обители, как и для прочих небольших монастырей России, трудным и разрушительным. В самом начале XVIII века с монастырской звонницы был увезен «к Москве на пушечный двор» один из колоколов, пошедший на литье пушек взамен потерянных русской армией в разгроме под Нарвой. В соответствие с Духовным регламентом, Ферапонтов монастырь приписан к Иаково-Железноборовскому в 1724 году тем же указом, что и монастырь преподобного Александра Вочского. А в 1764 г. монастырь был закрыт, как «малобратский», и преобразован в обычный приход. Свыше трех десятилетий после этого церкви упраздненного монастыря были для местных жителей приходскими.
В 1798 г. в связи с ветхостью храмов бывшего Благовещенского монастыря, новая каменная церковь была построена немного выше по реке Монзе. На противоположном берегу речки находилась и существует ныне деревня Курилово; при нововозведенном храме возник деревенский погост, получивший название «Ферапонтово», на котором находились храм, дома церковнослужителей и кладбище.
Последующие годы вплоть до революционных событий 1917 г. Ферапонтов приход был достаточно крупным, в к нему на начало XX века относилось 17 селений с проживавшими в них более двумя с половиной тысячами прихожан . Пять раз в году в Курилове проходили местные ярмарки, заведенные вероятно еще во времена монастыря, наибольшие из которых были приурочены к 27 мая— дню тезоименитства преподобного Ферапонта, и 12 декабря — дню его преставления. При храме работала церковно-приходская школа.
Во всей этой местности свято чтилась память о преподобном Ферапонте, чьи мощи постоянно были объектом непрерывного паломничества. Уроженец Буйского уезда краевед Б.А.Самарянов писал в конце XIX века: «...память о святом подвижнике живет в народе, который во множестве стекается в бывшую обитель его для испрошения его молитв и благодатной помощи в напастях, скорбях и болезнях, которую и получает по мере веры» . В храме хранился список жития преподобных Ферапонта и Адриана XVII века. В 1874 году этот список жития был издан настоятелем Ферапонтова прихода священником Геннадием Котельским с названием: «Сказание о жизни и чудесах преподобного и богоносного отца нашего Ферапонта Монзенского чудотворца». Миновав лихолетье XX столетия, на Ферапонтовой погосте сохранилась до наших дней могильная плита протоиерея Геннадия Котельского и его супруги; из надписи на ней следует, что он почил в 1910 г. на 69 году жизни, прослужив в священном сане 47 лет.
5 .Ферапонто-Монзенская обитель от 1917 г. до наших дней.
Некоторое время после революции приход существовал обычным порядком. В 1929 году в Кури лове была создана одна из первых в Буйском районе коммун, преобразованная вскоре в колхоз с поэтичным названием «Красная стрелка» (стрелка — мыс у впадения Монзы в Кострому). Колхоз, как и везде в России полностью изменил жизнь местных крестьян, однако храм над Монзой простоял еще несколько колхозных лет, в нем по-прежнему совершались богослужения.
Жизнь Благовещенского прихода оборвалась в 1937 году, его последний священник — отец Михаил Никольский был арестован и погиб в сталинских застенках, а храм был закрыт и подвергся обычному разгрому: с него были сброшены колокола, рака преподобного Ферапонта уничтожена. Одновременно была разрушена и памятная часовня. Теперь только старая сосна указывает место нахождения древнего монастыря на устье Монзы.
Первоначально закрытый храм никак не использовался, в войну в него стали ссыпать зерно, а позднее разместили склад сельпо, просуществовавший в нем свыше 40 лет. В бурные перестроечные годы сельпо развалилось, и склад в стенах бывшего храма был ликвидирован.
Жители с.Курилово до сих пор скорбят о том, что в колхозные времена прямо через кладбище была проложена дорога, и могилы их предков попираются колесами машин.
Тогда же некоему деятелю, начавшему строить возле храма пекарню, пришло в голову использовать для ее фундамента могильные надгробия. Когда очередь дошла до могильных плит священника Геннадия и его супруги, прихожане возмутились, принесли их обратно и поставили недалеко от входа. Впоследствии, в 90-х годах, священник Евгений установил доски на надлежащее им место - за алтарем летнего храма. Но где действительно находятся могилы, остается неизвестным. А деятель тот колхозный, как гласит местное предание, впоследствии сошел с ума и разгуливал по деревне в женском платье.
9 июня 1990 года — на летний праздник преподобного Ферапонта, в разоренном храме буйским благочинным протоиереем Аркадием Климовым было совершено первое богослужение, впервые более чем за полвека собравшее в храм местных жителей. С тех пор ежегодно на Ферапонтов день в июне приезжают и приходят сюда на службу люди из всех окрестных деревень, даже очень далеких. В 1997 г. торжественно отмечалось 400-летие преставления преподобного Ферапонта, к этому событию была издана книга, многократна упомянутая в данной статье, 9 июня 1997 г. архиепископом Костромским и Галичским Александром (Могилевом) в Благовещенском храме была совершена первая после многих лет Божественная литургия архиерейским чином.
В 1998 году храм обрел своего постоянного священника - иерея Евгения Латышева, который до 2004 г. в очень трудных условиях занимался возрождением храма и налаживал богослужебную и приходскую жизнь.
В 2005г. Ферапонтов погост вновь, как и в 1724 г., приписан в качестве подворья к Иаково-Железноборовскому монастырю-http://www.zheleznoborovskiy.ru/. Настоятелем монастырского подворья назначен насельник Иаково-Железноборовского монастыря иеромонах Михаил (Абрамов), исполняющий это послушание до настоящего времени.
Сейчас Ферапонтов монастырь скорее представляет собой монастырский скит, создающий хорошие условия для уединенной сосредоточенной молитвы.
© Из книги Игумена Ферапонта (Кашина)
Монастыри северо-запода Костромской земли (Буйский район):
Опыт церковного –археологического исследования: монография/игумен Ферапонт (Кашин). Кострома, 2011.-229с.