Cвятыни Ферапонто-Монзенского монастыря и интерьеры.
1. Святыни Ферапонто-Монзенского монастыря.
Святынями Ферапонто-Монзенского монастыря являются пребывающие под спудом Воскресенского (Благовещенского) храма честные мощи преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских.
Согласно донесению игумена Ферапонто-Монзенского монастыря Григория костромскому архиерею в 1745 г., честные мощи преподобного Ферапонта были обретены нетленными в 1607 г. (некоторые исследователи называют датой обретения мощей 1618 г. ). Мощи были вновь оставлены под спудом в церкви святителя Николая. Вскоре над местом, где они покоились, братия монастыря «сотвориша гробницу над гробом преподобного Ферапонта и устроиша паволоками и написаша образ подобия его и возложиша на гробницу» Не обнаружено сведений, указывающих, где были изначально погребены святые Адриан и Феодосий.
Сохранилось описание монастырской часовни, относящееся к 1701 г.: «Часовня чудотворца Ферапонта древянная рублена в замок бревенная, на ней крест древянной, в той часовни над гробом чудотворца гробница древянная, на гробнице плащаница шита золотом и сребром, на ней вышит образ чудотворца Ферапонта, по краям слова шиты золотом же, гробница одета камкою лазоревою, над гробом лампада сребряная резная весу 1/42 фунта, на гробе крест благословящий древянной обложен окладом сребренным басемным, образ преподобного отца Ферапонта стоящей писан по зеленой тафте разными красками, тафта подложена полотном тонким, вкруг чудотворцева образа по полотну писан тропарь и кондак, пред образом Воскресения Христова паникадило медное о 2 ярусах, на том же чудотворном гробе покров да тафты рудожелтой 3 аршина, круг гробницы решетка древяная писана разными красками»21.
Неизвестно, как были вновь обретены мощи всех трех святых и перенесены в новую каменную церковь, выстроенную к 1798 г. (см. выше). Но есть четкое указание, что они пребывают в этом храме под спудом , мощи преподобного Ферапонта слева от прохода из трапезной части в четверик, под алтарем Никольского придела, мощи преподобных Адриана и Феодосия справа от этого прохода, под алтарем Благовещенского придела. При ремонте храма в начале 90-х годов XX столетия эти захоронения были обнаружены, деревянные выдолбленные гробы с мощами святых находятся в означенных местах в сделанных в земле прямоугольных углублениях глубиной около 1,5 м. Над мощами святых поставлены современные латунные раки.
2. Иконография монзенских святых.
По иконографии преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских сведений очень мало. Сохранилось следующее описание иконографии преподобного Ферапонта: «Преподобного отца нашего и великаго в чудесах Ферапонта Монзенскаго, иже на Костроме реце. новаго чудотворца; подобием сед мало; брада аки Василия Кесарийскаго, подоле немного и шире, на плечах схима, ризы монашеские, багряныя, исподняя празелень темная». В Костроме известно два дореволюционных изображения преподобного Ферапонта: образ святого из деисусного чина Покровской церкви с. Пемы Галичского района Костромской области и икона избранных костромских святых: преподобные Макарий Унженский, Авраамнй Галичский Тихон Лухский, Геннадий Костромской, Фералонт Монзенский, Пахомий Нерехтский, Иаков Железноборовский, Варнава Ветлужский, Паисий Галичский . Существует также несколько современных икон преподобного ферапонта. Икон преподобных Адриана и Феодосия, за исключением современного образа трех монзенских чудотворцев, нам неизвестно.
3. Интерьер Благовещенского храма.
К настоящему времени росписи зимней части храма утеряны почти полностью. Сохранено при побелке потолка и стен несколько фрагментов, среди которых выделяются два: Спаситель на Престоле и Благовещение. Живопись относится к началу XX века.
Сохранность живописи летнего храма значительно лучше. Читается большинство фрагментов, хотя, конечно, имеются значительные утраты и повреждения росписей. Красочный слой осыпается, росписи нуждаются в незамедлительной реставрации.
Исследование росписей четверика (т.е. летней части храма) позволяет отнести их к последней четверти XIX в. - началу XX в. Это следует из того, что в некоторых фрагментах авторами взяты за образцы гравюры из знаменитых библий Гюстова Дорэ и Юлиуса фон Карлосфельда, изданных в 60-е годы XIX века во Франции и появившихся в России к 70-м годам. Росписи выполнены маслом по известке. Стенопись выполнена в традициях русской академической школы живописи второй половины XIX века. Нужно отметить высокое качество росписей. Можно предположить, что они выполнены достаточно сильной бригадой, возможно, столичной.
Четверик имеет три ряда росписей на стенах и один ряд - на парусах свода. Нижний ряд росписей четверика содержит два больших фрагмента, расположенных на западной стене: явление Воскресшего Христа женам-мироносицам и явление Спасителя апостолам по пути в Эммаус. Большая часть площади северной и южной стен внизу заняты дверями и окнами, между которых изображены ростовые фигуры святых - Антония и Феодосия Киево- Печерских. Нижняя часть стен содержит также орнаменты.
Средний пояс стен четверика - самый богатый на росписи и неплохо сохранился. Под окнами второго света четверик с трех сторон опоясан тянутым карнизом, под которым расположены крупные композиции страстного цикла (по три на каждой стене, кроме восточной). Фрески южной стены содержат эпизоды - призыв к ученикам бодрствовать с Иисусом перед Его взятием под стражу, поцелуй Иуды, взятие под стражу (предполож.). На северной стене изображены композиции: Иисус Христос перед Пилатом
(предполож.), затем очень похожие на изображения из библии Гюстова Дорэ Спаситель в терновом венце и надругательство воинов нал Иисусом Христом. Изображения западной стены также очень близки ко гравюрам, но уже фон Карольсфельда - Иисус Христос падает под Крестом (несение Креста), снятие с Креста, положение во гроб. Клейма Страстей Христовых заключены в широкие рамы, декорированные полихромным стилизованным лиственно¬цветочным орнаментом с христианской символикой.
Ниже проходит широкий фриз с растительным орнаментом, с поясными образами избранных святых в круглых клеймах - равноапостольных Кирилла и Мефодия, московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, а также Михаила Киевского, названного здесь «Московским»; местных преподобных - Иакова Железноборовского и Авраамия Чухломского.
На восточной стене нижний и средний ряды росписей отсутствуют, т.к. это место занято иконостасом.
Верхний ряд четверика сохранился хуже. На восточной стене над иконостасом читаются фрагменты Вознесения, Троицы Ветхозаветной и Преображения. Северная и южная стены на этом уровне имеют окна и ростовые фигуры святых между окнами, определить которых не представляется возможным. На западной стене предположительно воскрешение Петром умершей девицы, сошествие святого Духа на апостолов, правая композиция утеряна.
Непросто определить композиции свода. Их пять - круглый в центре и четыре на лотках. В центре в круге изображен голубь - символ Святого Духа.
На восточном лотке свода изображение Новозаветной Троицы («Отечество»). На западном можно предположить собор апостолов, на северном и южном - ветхозаветные пророки и праведники (проглядываются характерные одежды и свитки).
Росписи алтаря приводят нас от западных художников к российским - здесь наличествуют композиции по образу васнецовских росписей. На алтарном своде, над Престолом - Богоматерь с Младенцем в окружении Херувимов, копия со знаменитой васнецовской Богоматери. На западной стене над аркой царских врат - столь же знаменитое изображение Спасителя с раскрытой книгой и поднятой благословляющей десницей.
Эти две композиции буквально повторяют одноименные композиции, написанные Васнецовым во Владимирском соборе г.Киева . Художник, повторивший работу великого мастера в Благовещенском храме, обладал не только прекрасными профессиональными навыками, но и сумел передать глубокое внутреннее состояние первоисточника. Как и во Владимирском соборе, образ Богоматери с Младенцем в Благовещенском храме оставляет самое сильное впечатление. В мерцающем полусвете, на легких облаках Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу молящимся: Царица Небесная несет грешному миру своего Сына... Образ Богоматери наполнен любовью и человеческой красотой. Этот образ по праву, вслед за владимирским, может называться «Васнецовской Богоматерью».
Алтарь в плане имеет форму не полукруга, а пятистенка, на юго- восточной стене изображение собора святителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Николая Мирликийского и двух других, которых определить не удалось.
На северной, южной и западных стенах - круглые клейма Евангелистов, на боковинах арки царских врат - ангелы.
К сожалению, плохо сохранились орнаменты. Можно предположить, что они повторяют орнаменты Владимирского собора в Киеве.
Использование копий известных изображений при создании храмовой живописи довольно характерно для второй половины XIX- начала XX века. Так, очень сходные росписи имеются в Ильинской церкви сЛковлевского Костромского района К сожалению, не удалось пока установить авторов росписей, т.к. никаких архивных материалов по этому вопросу не обнаружено.
В храме сохранился столярный каркас главного иконостаса, исполненного во второй четверти XIX века в стиле позднего классицизма, хотя и содержит элементы барочного стиля (кессонированный свод над царскими вратами) и псевдоготики (стрельчатые рамы по бокам третьего яруса). Иконостас двухъярусный, на семь прясел в нижнем ярусе, с двумя откосными ризалитами по сторонам углубленного центра, с аттиком в средней части. Первый ярус включает два ряда икон - местный и праздничный, первый - с высокими прямоугольными рамами, второй
- с круглыми. Лицевые стороны ризалитов завершаются треугольными фронтонами, которые опираются на пары колонн. В аттике устроена конха, первоначально декорированная кессонами и розетками. Впоследствии в конхе написан образ «Святой Троицы (Новозаветной)». По сторонам конхи сохранились рамы стрельчатой формы для икон (утрачены). Над венчающим карнизом второго яруса установлен киот (более позднего происхождения) в русском стиле, на три иконы. Кокошники киота с килевидным завершением.
Особое внимание обращает на себя хорошо сохранившееся в кессонированном своде изображение Троицы - редкий для костромской земли случай самого принципа изображения в своде, такие своды характерны для Италии эпохи возрождения, и в России устраивались в редких, в основном в столичных храмах. Сама живопись данной иконы не дает возможности установить, написана ли она теми же мастерами, что и настенная живопись.
Стенопись, иконостас и иконы четверика Благовещенского храма
- это полноценный ансамбль, выполненный незаурядными мастерами, знакомыми с лучшими произведениями церковного искусства второй половины XIX столетия. Возможно, это ученики школы Мурашко, входившие в состав помощников Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского, Михаила Врубеля, авторов убранства Владимирского собора г. Киева. Можно
,10-разному оценивать васнецовскую школу, но творчество ее представителей однозначно явилось значительным явлением в российском церковном изобразительном искусстве.
В настоящее время все убранство Благовещенского храма требуют срочной реставрации, по завершении которой перед нами предстанет еще один шедевр русского церковного искусства, сохранившегося в глубокой провинции Центральной России.
© Из книги Игумена Ферапонта (Кашина)
Монастыри северо-запода Костромской земли (Буйский район):
Опыт церковного –археологического исследования: монография/игумен Ферапонт (Кашин). Кострома, 2011.-229с.